Первая волна
массового строительства коммерческих автомоек пришлась на вторую половину
1990-х годов. После дефолта интерес к этому бизнесу заметно упал. Но в
последнее время в его развитии начался новый виток. Корреспондент «СБ» изучил
ситуацию на примере Москвы.
Где можно
строиться?
В столице
России свыше 2,7 млн. легковых автомобилей. И с каждым днем у моечного бизнеса
становится все больше и больше клиентов.
– Всего в
городе около 1200 автомоечных объектов, – рассказывает президент ассоциации
«Чистый транспорт», объединяющей автомоечные предприятия, Борис Голов. – Сюда
входят как отдельно стоящие мойки, так и объекты в составе АЗС, при станциях
автосервиса, гаражно-строительных кооперативах, а также мойки на грузовых
автопредприятиях. В целом столица уже насыщена пунктами автомоечного сервиса. В
среднем на одну мойку приходится свыше 2000 легковых автомашин. Но распределены
эти сервисные объекты по городу неравномерно. В спальных районах их не хватает,
и это сейчас главный резерв для развития рынка.
Однако найти
подходящий земельный участок в столичных «спальнях» проблематично. Такие
объекты, как автомойки, не были предусмотрены при их проектировании. Чтобы их
построить, приходится «залезать» на газоны, специально подводить дорогие
коммуникации. Нет уверенности и в том, что «автобани» в таких местах будут
работать рентабельно.
Другой
вариант для развития этого бизнеса – строительство моек возле гипермаркетов,
где в выходные дни собирается много автомобилей. Есть потребность в автомойках
в районе Третьего транспортного кольца, а также в мойках для грузового
транспорта в промзонах и за пределами МКАД.
С целью
активизации строительства автомоек для грузового транспорта с 2001 года в
столице действует программа московского правительства «Чистая Москва».
Подобраны участки земли для строительства большегрузных моек на въездных
магистралях вокруг Москвы. Но они распределяются только по конкурсу.
Мирное
сосуществование
Около 70%
всего московского моечного сервиса – это ручные автомойки на 2-3 поста, где
машины освобождаются от грязи струей воды, подаваемой через шланг под
давлением. Остальные 30% – тоннельные или портальные автомойки, где мойщика
заменяют автоматика и вращающееся щеточное оборудование.
Главная
фигура этого бизнеса – владелец одиночной автомойки. Организаций, имеющих
больше трех моек, всего около десяти. Лидером столичного рынка можно назвать
ООО «Дилан-Люкс», имеющее сеть из 27 моек. Шесть моек у компании «Столичные
инвестиции», три ручные мойки класса «люкс» у фирмы «Фаберон». Остальные
сетевики имеют по 2-3 мойки. Около 30 московских компаний имеют автомойки в
составе своих небольших сетей АЗС. К ним относятся, например, заправочные
комплексы ВР компании «ПетролКомплекс», заправки ассоциации «Гранд» и заправки
«Дилан-Люкс».
– Есть
важный положительный момент при совмещении автомойки с АЗС, – говорит
заместитель генерального директора компании «Дилан-Люкс» Станислав Панов. –
Такая мойка быстрее набирает клиентуру и начинает стабильно работать. Заезжая
заправиться, водитель часто ради интереса заглядывает и на мойку и оценивает,
удобно ли здесь будет мыться. Отдельно же стоящие мойки порой раскручиваются по
полгода.
Все
владельцы моек стремятся всячески расширять спектр услуг.
– Помимо
помывки машины, автолюбителям обычно предлагается химчистка салонов, полировка
кабины, шиномонтаж, балансировка колес, – говорит Борис Голов. – На многих
мойках работают автосервисы, магазины запчастей или сопутствующих
автоаксессуаров, кафе. Это привлекает больше клиентов и приносит дополнительный
доход.
Пока сети и
«одиночки» мирно соседствуют на рынке. Поглощения сетями индивидуалов, как это
имеет место в торговле, не наблюдается.
Сколько
стоит старт?
Главное при
открытии «автобани» – найти подходящий участок земли. Если в середине 1990-х
годов землю под автомойки московские власти активно раздавали в аренду, то
сейчас процедура усложнилась и стала стоить больших денег. Префектуры
организуют специальные аукционы, выигрывают на которых те, кто предлагает
лучшую цену и самый оптимальный проект.
Вся
московская земля разделена на оценочные зоны. В зависимости от местоположения
участка, базовая стартовая цена за аренду земли в столице может колебаться в от
$1,7 тыс. до $30 тыс. за одну сотку. Под мойку обычно требуется 2-5 соток. С
учетом применения специальных расчетных коэффициентов стартовая ставка за право
аренды участка для двухпостовой мойки может начинаться от $25 тыс.
В Москве
оформление земельного участка в аренду и строительство на нем двухпостовой
ручной мойки обходится примерно в $180-200 тыс. До 30% строительного бюджета
уходит на подведение коммуникаций: водоснабжения и канализации. Такая автомойка
окупается за 4-5 лет, точный срок возврата вложенных инвестиций зависит от
того, насколько удачно расположен объект.
Строительство
быстровозводимых модульных зданий для автомойки обходится в среднем в $400-450
за квадратный метр. Более солидные моечные объекты обойдутся в $350-400 тыс.
Возведение же мойки в комплексе с АЗС стоит еще дороже – $700 тыс. – $1,2 млн.
Организация
моечного бизнеса от момента получения в аренду земли и до сдачи объекта
госкомиссии может занять 1,5-2 года. Большая часть времени включает в себя не
столько строительство, сколько подготовку исходной разрешительной документации
и проектирование. Процессы оформления земли, а также разрешительной
документации, могут длиться целый год и сопровождаться всяческими
бюрократическими проволочками. Ускорить дело можно, только если хорошенько
«отблагодарить» чиновников.
Стоимость
подготовки проекта будущей автомойки составляет обычно 5-10% от стоимости ее
строительства. Однако существуют специализированные фирмы, которые берутся
освободить заказчика от хождения по инстанциям и построить автомойку «под ключ»
за 8 месяцев.
Чистая
экономика
Мытье
автомобиля – это сезонная услуга. От времени года и погоды на дворе зависит
скорость наполнения кассы.
– Пик
моечной активности водителей приходится на период межсезонья, – говорит
генеральный директор компании «Форпост Сервис» Андрей Киселев. – Наиболее
продуктивные периоды – весна и осень. В это время зачастую даже выстраиваются
очереди. А спадает интенсивность посещения моек в праздничные дни и период
летних отпусков.
Правда,
сейчас в сознании частных автовладельцев все больше утверждается понимание
того, что по городу всегда нужно ездить в чистой машине. Сказывается и рост
благосостояния людей: если еще полтора-два года назад среднестатистический
автовладелец мыл свою машину один-два раза в месяц, то сейчас он может себе
позволить мойку по мере надобности, один-два раза в неделю.
В среднем
двухпостовая ручная мойка может давать в месяц $4000-5000 выручки, а
рентабельность такого бизнеса, в зависимости от сезона и месторасположения,
может колебаться в пределах 20-50%.
Как правило,
мойки работают круглосуточно либо в одну-две дневные смены. На ручной
двух-трехпостовой мойке в одном боксе обычно трудятся два мойщика плюс старший
над всеми постами в смене. Зарплата у мойщиков сдельная. Обычно это 20-40% от
ежедневной выручки, которые распределяются на весь коллектив смены. Мойщиками в
штат принимают в основном мужчин, потому что работа эта сама по себе физически
достаточно тяжелая. На мойках с высококачественным сервисом, например в
компании «Фаберон», на постоянной ставке работают еще и менеджеры, которые
следят за качеством исполнения мойки и передают готовую машину клиенту.
Самая
востребованная услуга «автобань» – мойка кузова. К ней можно добавить мойку
днища, колес, двигателя, ковриков, уборку салона, химическую чистку и т. д.
Конечная цена складывается из того, какие услуги хочет получить приехавший на
мойку автовладелец.
– Разброс
цен на услуги автомоек в Москве большой, – говорит Станислав Панов из компании
«Дилан-Люкс». – В разных районах города мойка кузова машины стоит от 100 до 300
рублей, пропылесосить салон можно за 50-150 рублей. Химчистка салона колеблется
в пределах 3000-6000 рублей. Причем уровень цен зависит не от месторасположения
мойки, а от ее престижности, включающей в себя современный дизайн, передовые
технологии мойки и качество обслуживания.
В
зависимости от уровня услуг и цен, на каждой мойке складывается свой контингент
клиентов.
– Для
привлечения клиентуры мы проводим специальную ценовую политику, – рассказывает
Станислав Панов. – На мойках, расположенных на оживленных проспектах и шоссе,
цены за обслуживание выше, соответственно, больше и рентабельность. В спальных
районах, наоборот, более низкие цены за мойку машин и сопутствующие услуги. Там
круг постоянных клиентов складывается из местных жителей, плюс кассу пополняют
водители со стороны, специально приезжающие «помыться» подешевле.
– Наша
компания для привлечения клиентов активно использует известные в среде
автомобилистов дисконтные карты компании «Автокард», – делится опытом
заместитель генерального директора ООО «Дайнэт» Даниил Амеров. – Владельцы этих
карт, а таких у нас до 10% от всей нашей клиентуры, имеют право на скидку при
обслуживании на автосервисе и мойке. Мы заключили с «Автокардом» договор,
благодаря которому теперь можем обслуживать и их корпоративных клиентов. Кроме
этого, мы выпускаем собственные дисконтные карты, которые ходят внутри нашей
сервисной сети. Даем также скидки на «помывку» пенсионерам, участникам боевых
действий в Афганистане и Чечне, «чернобыльцам», инвалидам. Это помогает
привлекать клиентов.
В час на
одном посту ручной мойки можно обслужить 4-5 машин. Чтобы мойка не пустовала,
многие владельцы выставляют перед въездом на нее специальные знаки. Еще
подъезжая, водители могут узнать, есть ли на мойке свободный пост. Это простое
маркетинговое решение позволяет оптимизировать работу.
Как мыться
будем?
Владельцы
московских автомоек предпочитают работать на импортном оборудовании. До 80%
эксплуатируемого оборудования – от немецкой компании Karcher. Котируется также
итальянская и датская аппаратура. А из отечественного оборудования обычно
активно используются только агрегаты для технической очистки использованной
воды.
Для
полноценной работы ручной мойки необходимо иметь аппараты высокого давления для
подачи воды (стоимость $500-1300) на каждый пост. Аналогичные аппараты с
подо-гревом воды обходятся намного дороже ($1800-3000). Кроме того, каждая
мойка должна быть оборудована системой очистки использованной воды
($4800-6600).
Для оказания
услуг по химчистке салона необходимо иметь моющий пылесос или пылеводосос
($400-550). А наличие на мойке компрессора ($200-250) позволит предложить
клиентам дополнительные услуги: подкачку шин, продувку замков или деталей.
Основные
расходные материалы – это шампунь, средства для химчистки, полировки, очистки двигателя,
колесных дисков и бамперов. На них приходится тратить примерно $300 в месяц,
если на мойке обслуживается 30-40 машин в день.
Автоматические
мойки привлекательны в первую очередь своей производительностью (от 12 машин в
час и больше). Чтобы оснастить пост автоматической портальной мойкой фирмы
Karcher, придется потратить не меньше $100 тыс.
Однако
автоматические мойки не пользуются у нас популярностью. Вводимые в строй новые
автомойки – в основном ручные. Почему автомойщики отдают предпочтение ручному
оборудованию?
– Во-первых,
оборудование для автоматической мойки на порядок дороже, – говорит Андрей
Киселев. – Во-вторых, в нашей профессиональной среде хорошо известно:
вращающиеся щетки автоматических моек не отмывают машину достаточно качественно
– щетка не в состоянии проникнуть в укромные уголки автомобиля. В-третьих, если
не следить и не менять своевременно щеточные блоки, ее рабочая щетина быстро
изнашивается, а остаток жесткой ости может даже поцарапать покрытие машины.
Автовладельцы прекрасно знают об этом, поэтому автоматические мойки не
пользуются у них популярностью.
– У
«автоматов» выше производительность, но хуже качество мойки, – делится своими
наблюдениями Даниил Амеров. – Были случаи, когда люди начинали бизнес с
автоматических моек, но потом переходили на ручное обслуживание.
На чем можно
споткнуться?
Основная
ошибка при открытии автомойки – неправильный выбор места для строительства.
Даже если рядом расположена оживленная магистраль, неудобный въезд или выезд из
«автобани» оттолкнут немало клиентов.
Приобретая
оборудование, необходимо предусмотреть, чтобы у него имелся 30%-ный запас
мощности. Ситуация в бизнесе может измениться, поток клиентов увеличится.
Неприятный
момент для любого владельца мойки, когда по соседству появляется конкурент. Он
может переманить часть постоянной клиентуры демпинговыми ценами или лучшим
качеством услуг. Но если конкурентов рядом как не было, так и нет, а поток
желающих помыть «железного коня» неуклонно падает, значит, что-то не в порядке
с самой организацией обслуживания. Возможно, мойка выглядит неопрятно или
мойщики работают спустя рукава. Клиенты чутко реагируют на все нюансы
обслуживания. Если скорость и качество исполнения услуг хромают, а мойщики при
этом нескромно намекают на чаевые – автовладельцы быстро находят «автобани»
получше.
– Мойка
машины – процедура ответственная, – говорит Станислав Панов. – Есть риск
перестараться и поцарапать дорогое авто, сжечь лакированную поверхность при
полировке. Но если все же случается такой прокол, большинство ответственных
компаний, дабы не потерять уважение клиентов, исправляют допущенные ошибки или
возмещают ущерб деньгами.
Плохо идут
дела, если количество постов не соответствует количеству потенциальных
клиентов. При переизбытке мойщики простаивают без работы, а при недостатке
быстро возникают очереди, что аукается раздражением и оттоком водителей.
Страдают
автомойки, особенно туннельные и портальные, от поломок импортного
оборудования, которое плохо приспособлено к нашей воде. Выход из строя
какого-либо блока или агрегата приводит к параличу всего моечного поста. А если
в сервисной фирме нет в наличии необходимых крупных запчастей (что часто
бывает), то их нужно заказывать за границей.
Ряд
дополнительных проблем приносит владельцам моек и суровый российский климат.
– В морозы
автомашины необходимо прогревать и мыть их только горячей водой, – говорит
Андрей Киселев. – При этом нужно следить за удалением пара из помещения, чтобы
конденсат не заблокировал замки машины и не замкнул электрику. После такой
мойки автомобилю обязательно нужна сушка. Все это увеличивает накладные
расходы.
Для мойки
машин требуется много воды. Подавляющее большинство моек используют оборотную
систему водоснабжения замкнутого цикла. Для грязной воды строят подземный
резервуар, где она отстаивается, потом фильтруется на специальном очистном
оборудовании, разбавляется на треть чистой водой и возвращается в работу. В
резервуаре постепенно скапливается ил, который специализированные фирмы по
договору с автомойкой вывозят на утилизацию. Все это тоже стоит денег и
увеличивает расходы на содержание «автобани». Но без очистных сооружений
госкомиссия не примет ни один новый объект.
СТРУКТУРА
МОСКОВСКОГО РЫНКА АВТОМОЕК
Отдельно
стоящие мойки - 30%
Мойки в
составе АЗС - 30%
Мойки в
составе станций автосервиса - 16%
Мойки при
гаражно-строительных кооперативах и на автотранспортных предприятиях - 24%
СКОЛЬКО
МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ НА АВТОМОЙКЕ?
Счет
|
Долларов, в ср. за мес.
|
Процентов, в ср. за мес.
|
Выручка
|
5000
|
100,0
|
Расходы
|
2985
|
59,7
|
В том
числе:
– на
аренду земельного участка (300 кв. м)
|
150
|
3,0
|
– на
зарплату персонала (10 чел.)
|
1600
|
32,0
|
– на
технические нужды (закупка химикатов, косметических и других расходных
материалов, солярки для подогрева воды, запчастей)
|
550
|
11,0
|
– на
коммунальные услуги (вода, канализация, электроэнергия)
|
435
|
8,7
|
– на
утилизацию грязной воды
|
250
|
5,0
|
Прибыль (без
вычета налогов)
|
2015
|
40,3
|
Примерно на
такой результат может рассчитывать двухпостовая ручная автомойка при условии
ежедневного обслуживания 35-40 легковых автомобилей. Предполагается, что
помещение и оборудование находятся в собственности владельца. Расчет сделан по
опросам предпринимателей.
|