Черноморские
пляжи Краснодарского края сдают в аренду. Однако инвесторов, готовых утереть
нос турецким коллегам, пока немного: за 11 месяцев аренды необходимые вложения
окупаются с трудом.
Тем, кто
бывал на Черноморском побережье Краснодарского края не только в разгар
туристического сезона, наверняка запомнились пустынные пляжи с демоническими
бетонными конструкциями. Заброшенные унылые навесы со сваленными в кучу
лежаками. Устремленные в небо останки летних зонтиков и хлопающие дверцами
деревянные кабинки с вечными символами «М» и «Ж»… Зрелище, надо сказать,
сильное.
Многочисленные
туристы — то ли по советской привычке, то ли купившись на активные рекламные
кампании российских курортов — все еще едут и едут «на Юг», хотя исследования
аналитиков туристического рынка показывают: на следующий год к прелестям
российских курортов готовы вернуться в лучшем случае трое из четырех
отпускников. И дело не только в стоимости услуг, которая часто превышает цену
средней путевки в Египет или Турцию, а в запущенных, неблагоустроенных,
вызывающих брезгливую дрожь пляжах.
Проблемой
озаботились местные власти. Весной 2005 года губернатор Краснодарского края
Александр Ткачев распорядился создать межведомственную комиссию, в которую
вошли представители краевого Департамента комплексного развития курортов и
туризма, органов краевой архитектуры, Краснодарберегозащиты, Кубанского
бассейнового водного управления, органов береговой охраны. Задачей комиссии
стало проведение конкурса по предоставлению в аренду земельных участков,
предназначенных для благоустройства и эксплуатации пляжных территорий. Тогда же
комиссия выбрала ряд участков с высокой посещаемостью, но пребывающих в
запущенном состоянии.
В список
комиссия включила 28 пляжных территорий Анапы, Геленджика, Сочи, Новороссийска,
Туапсе и Туапсинского района и провела тендер на право эксплуатации
черноморских пляжей. Но реакция предпринимателей оказалась вялой. Только 15
участков вызвали у них интерес и были взяты в аренду сроком на 11 месяцев.
Заключать долгосрочные договоры краевые власти не решились. Дескать, нужен
испытательный срок, чтобы проверить арендаторов на платежеспособность и
«серьезность намерений». Впрочем, в ответ на умелое управление, соблюдение всех
пунктов договора и «прилежное поведение» комиссия обещала продлить договор еще
на пять лет.
Как удалось
выяснить корреспонденту «Краснодарского Бизнес-журнала», в прошлом году решение
о проведении тендера многие из предпринимателей посчитали скоропалительным,
поскольку сданные в аренду пляжи нужно было полностью привести в порядок и
благоустроить буквально за полтора–два месяца. В этом году ситуация
складывалась уже иначе: по мнению краевых властей, сдача пляжей в аренду себя
оправдала, и очередной тендер был объявлен заранее — в конце января.
На конкурс
было выставлено 58 территорий, три из которых остались в руках арендаторов,
выигравших тендер в прошлом году. При этом некоторые предприниматели не
пожелали продлевать договор сами, а с кем–то договоры были расторгнуты в связи
с несоблюдением ими условий — освободившиеся участки снова выставили на
конкурс.
Наконец,
тендер перестал носить ярко выраженный местный, краевой характер: проект
получил широкую информационную поддержку, так что интерес к возможности аренды
черноморских пляжей начали проявлять даже столичные инвесторы. Тем не менее, в
Департаменте комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края
полагают, что конкурс скорее заинтересует все–таки местных предпринимателей,
нежели бизнесменов из Москвы и других регионов, — слишком уж малы сроки, в
которые предполагается обустроить пляжные территории. При этом никаких особых
предпочтений «своим», по словам сотрудников Департамента, конкурсная комиссия
отдавать не собирается: «Все зависит от представленного на конкурс проекта и
размера инвестиций, которые готовы вложить будущие арендаторы в обустройство
пляжа». Как бы там ни было, в этом году на конкурс свои заявки уже подали две
московские фирмы, имеющие филиалы в Сочи.
Кстати,
большая часть нынешних и будущих арендаторов — люди в пляжном деле не
случайные. Это те, кто уже имел опыт курортного бизнеса — открывал кафе,
станцию проката спортивного инвентаря…
Максимума
нет
В
соответствии с условиями конкурса, предпринимателям предлагается арендовать уже
очерченные пляжные территории. Принять участие в конкурсе может любое
юридическое лицо, а пакет документов на участие включает в себя заявление,
учредительные документы, свидетельства о госрегистрации и постановке на
налоговый учет, бухгалтерскую отчетность за предыдущий год и эскизный проект
благоустройства пляжа.
Условия
использования пляжной территории просты. Прежде всего — свободный проход на
арендуемую территорию. Оборудование пляжей «должно соответствовать их
функциональному назначению и обеспечивать оптимальные условия пребывания
отдыхающих». Все сооружения на пляже, в том числе сезонные, не могут занимать
более половины территории и должны располагаться равномерно вдоль линии пляжа,
а все коммуникации к пляжным комплексам — пролегать под землей.
На пляжах
должны находиться спасательные станции, питьевые фонтанчики, души, туалеты,
раздевалки — с соответствующими строениями и подсобными помещениями,
обеспечивающими их деятельность. Допускаются и объекты мелкорозничной торговой
сети для реализации продовольственных товаров (кондитерских изделий, напитков и
т. д.) в фабричной упаковке и промышленных товаров курортного назначения. Кроме
того, арендатор обязан содержать арендуемую пляжную территорию в надлежащем
состоянии в течение всего календарного года, а не только в летний период.
Это тот
минимум, который определен условиями конкурса, а максимума, по словам
Департамента, нет. Все в руках арендатора, вернее, в его кошельке. Хотя главной
проблемой для бизнесменов остается срок аренды — 11 месяцев.
Дорогие
мелочи
Куда плюнуть
Новая урна
обойдется в среднем в 1 200 рублей, причем для пляжа длиной 800 метров
потребуется около 120 урн. Инвестиции — 144 000 рублей. Впрочем, можно купить
железо и сварить урны самостоятельно. В таком случае их себестоимость составит
900 рублей. Экономия — около 1 000 евро.
Где раздеться
Раздевалки
сами по себе не продаются. Надо нанимать мастеров или строить самим. Обойдется
каждая ширма на ножках примерно в 3 000 рублей. Самое противное, что урны
прослужат два–три года, а вот раздевалки явно потребуют реставрации уже через
год.
Куда подключиться
С
коммуникациями все еще сложнее. Есть пляжи, где канализация достается
арендаторам «в наследство». Но на части территорий все придется начинать с
нуля. Цена прокладки коммуникаций будет зависеть от расположения конкретного
пляжного участка. Но в любом случае очевидно, что такие расходы за 11 месяцев
аренды пляжа окупить не удастся. Вариант — биотуалеты и мобильные
электростанции.
Условный
срок
Даже
представив на конкурс самый что ни на есть эффектный проект, нельзя забывать о
том, что срок исполнения минимален, активное же время работы пляжа составляет
всего четыре месяца. А уж продлят ли договор именно с вами — остается вопросом.
Как таковая
аренда пляжа — вовсе не диковинка для прибрежных городов Краснодарского края.
Только раньше все вершилось по воле муниципальных властей, а теперь
распределением территорий «правит» тендер. По словам одного из жителей
небольшого черноморского городка, который несколько сезонов подряд брал в
аренду пляж по договору с местными властями, в этом году он вряд ли за это возьмется.
Слишком много условий поставили власти, практически ничего не пообещав взамен.
Тем временем, конкурсная комиссия не скрывает, что отдает предпочтение
проектам, в основе которых лежит капитальное благоустройство пляжа.
Для
комплексного развития, предполагающего строительство набережной, установку
фонарей, душевых, круглосуточных комфортабельных кафе, танцплощадок,
аттракционов арендатору потребуются коммуникации, но за 11 месяцев их не
окупить. Получается замкнутый круг: из–за короткого срока аренды нет смысла
вкладываться, а не потратишься на обустройство — аренду не продлят. Да гарантий
нет, что и в этом случае продлят. Одновременно арендатор попадает под
пристальное око госструктур: санэпиднадзора, природоохранного комитета,
береговой охраны, торговой инспекции, и каждый при случае найдет, к чему
придраться, за что оштрафовать. А это уже сигнал для конкурсной комиссии.
Пресловутые
11 месяцев объясняются не только подозрительностью организаторов конкурса.
Остается большим вопросом и то, насколько законодательно подкреплена инициатива
краснодарских властей, поскольку сто метров береговой зоны, по закону, —
«федеральные» и не принадлежат Краю. Может ли арендатор быть уверен, что его не
выгонят ни местные власти, ни федеральные, даже в том случае, если он выиграл
конкурс или с ним продлили договор, например, на пять лет? По словам работников
Департамента, «этот вопрос сейчас обсуждается федеральными и краевыми
властями».
А пока все
предприниматели, решившиеся на эксперимент, надеются именно на долгосрочную
аренду.
Одним из
арендаторов, получивших право на продление договора, стала компания «Туапсе
Бизнес-курорт». В прошлом году тендер на аренду пляжа в Туапсинском районе, где
развернулась настоящая конкурсная гонка, выиграла городская общественная организация
«Предприниматели пляжа», проект которой по благоустройству пляжной зоны был
поддержан мэрией.
— О конкурсе
мы узнали из местной прессы. Решили рискнуть, потому что чувствовали
заинтересованность администрации в благоустройстве пляжа. Организовали коммерческое
предприятие ООО «Туапсе Бизнес–курорт» с целью управления пляжем и его
реконструкции, — вспоминает Светлана Ермоленко, председатель организации
«Предприниматели пляжа». — На конкурс представили проект, согласно которому,
территория делится на три зоны: для молодежного отдыха, детского и семейного. С
2006 года будет открыта четвертая, VIP–зона, вход в которую — платный. Здесь
отдыхающие получат сервис более высокого уровня, начиная с инвентаря и
заканчивая индивидуальным обслуживанием.
На пляже,
арендованном компанией «Туапсе Бизнес–курорт», появились обязательные медпункт,
спасательная вышка, туалеты и раздевалки. Были проведены подземные коммуникации
— канализация и электричество, установлены колонки для питья, урны и навесы;
построены две детские площадки и парковочная стоянка. На реализацию первой
части проекта было потрачено более полутора миллиона рублей. Неужели окупится?
Пока пляж
находился в управлении МУПа, горожане его почти не посещали, местная казна
несла убытки — 360 тысяч в 2004 году. Однако ситуация изменилась, когда
стартовал проект «Предпринимателей пляжа»: благоустроенная зона привлекла
отдыхающих, их количество выросло на 40%.
— Арендаторы
должны серьезно отнестись к обустройству пляжа, если они дальновидны и
заинтересованы в притоке посетителей. Чем их больше, тем больше возможностей
заработать, — отмечает Светлана Ермоленко. — Конечно, многих пугает короткий
срок аренды — есть риск не вернуть вложенные деньги. На мой взгляд, пятнадцать
лет — идеальный срок аренды пляжа под крупные проекты. У нас есть возможность
построить аквапарк, найден инвестор, но ни один здравомыслящий человек не
вложит большие средства в этот проект без должных гарантий со стороны властей.
Получить
пляж в аренду не так уж трудно. Даже добиться срока продления аренды на пять
лет после первых 11 месяцев, как показывает опыт прошлого года, вполне
возможно. И все же, никто не застрахован от ситуации, когда благоустроенные и
«раскрученные» пляжи, начавшие приносить ощутимый доход, будут переданы другим
арендаторам.
Основные
расходы арендаторов черноморских пляжей — благоустройство и приведение в
порядок территории. Только на уборке могут работать от 25 человек, а ведь еще
нужны кассиры, администраторы, прокатчики инвентаря…
Арендная
плата — самая незначительная статья расходов. Правда, стоимость аренды в
зависимости от района отличается в разы. Так, в Ейском районе в прошлом году
она составила 5,45 рубля за кв. м в год, а в Новороссийске в несколько раз выше
— около 30 рублей за кв. м.
Зарабатывает
«краткосрочный» арендатор исключительно на мелочах, но мелочей этих много.
Прокат пляжного инвентаря, в час: шезлонг — 20 рублей, лежак и зонт — 30;
плавсредства: маски — 20, ласты 30–40, матрас — 30, катамаран — 60 рублей в
час; продажа кондитерских изделий и напитков в летних кафе и торговых палатках.
Список возможных опций обширен. На многих пляжах сохранились аттракционы, а
если их нет, можно сдать участки пляжа в субаренду владельцам гидроциклов,
тиров, водных горок и прочих забав. К тому же на территории пляжа можно
размещать рекламу.
Конечно,
далеко не всякий посетитель возьмет напрокат лежак или зонт, «наши люди» все
еще предпочитают греться на солнышке, растянувшись на собственном полотенце.
Однако при ежесуточной посещаемости пляжа в 4 000 человек заработать можно.
Арендаторы утверждают, что уже более четверти посетителей пользуются теми или
иными услугами. Четверть — это 1 000 человек. Средняя цена одной услуги — 30
рублей в час. Итого 30 000 в день. А ведь многие отпускники просто «живут» на
пляже!
«Математика»
обнадеживающая, но окупить обязательные вложения за 11 месяцев все–таки
непросто. Зато если арендаторы получат пляж в долгосрочную аренду, то некоторые
из них смогут возвести мини–гостиницы и другие капитальные строения или сдать в
субаренду участки под них. Хотя и в этом случае строительство возможно далеко
не на каждом пляже: ширина некоторых участков не превышает двадцати метров, то
есть находится на «федеральной» территории.
Конкурс 2006
года еще не завершен, но результаты уже есть: в Сочи сдано 8 из 33 пляжей, в
Туапсе — 8 из 9, в Ейске — 11 из 18, а в Новороссийске — 1 из 4. Кстати,
объявлением конкурса на аренду пляжных территорий активность властей
Краснодарского края не ограничивается: планируется сдача в аренду и объектов
турпоказа, в том числе водопадов и пещер.
100 метров
Закон
Краснодарского края «О природных лечебных ресурсах, лечебно–оздоровительных
местностях и курортах Краснодарского края» устанавливает вокруг курорта зону
санитарной охраны, охватывающую пляжи и прилегающую к ним территорию шириной не
менее 100 метров. На этой территории запрещаются все виды деятельности, не
связанные с исследованием, использованием природных ресурсов курорта,
строительство объектов, производство горных и земляных работ, а также другие
действия, которые могут оказывать вредное влияние на ресурсы и санитарное
состояние курорта.
Договор
аренды земельного участка, на котором расположен приморский пляж, будет
законным только в том случае, если пляж арендован для ведения работ, связанных
с оборудованием пляжа, выполнением берегоукрепительных, противооползневых и
противоэрозионных работ и работ, направленных на улучшение состояния окружающей
среды, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений.
А может ли
арендатор пляжа взимать с граждан деньги за доступ на пляж? Нет, не может.
Черное море в терминологии Водного кодекса — это «водный объект общего
пользования», то есть объект, находящийся в общедоступном, открытом
пользовании. Полоса суши шириной 20 метров вдоль берегов водных объектов общего
пользования (так называемый «бечевник») также предназначена для общего пользования.
Водный кодекс дает право каждому пользоваться бечевником для передвижения и
пребывания у водного объекта, в том числе рыболовства и причаливания
плавательных средств.
|